ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
проводит набор
на авторский дистанционный курс Е.В. Змановской
«Психоаналитическая работа с парой»
(72 акад. часа, он-лайн, 19 мая - 29 июня 2025 года)


Автор и ведущая:

семейный и парный психотерапевт, клинический психолог, тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП-Россия, доктор психологических наук, профессор Елена Валерьевна Змановская.

Для кого этот курс:

  • для парных психотерапевтов, супружеских консультантов, семейных психологов, стремящихся развиваться в своей профессии;
  • для психоаналитиков и психотерапевтов, ощущающих потребность расширить свои возможности в индивидуальной работе с личными проблемами клиентов;
  • для думающих людей и пар, желающих глубже понять и трансформировать свои личные отношения.

Краткое описание курса

В эпоху нестабильной моногамии и виртуальной коммуникации вопрос о здоровых отношениях становится все более актуальным. Неуклонно растет запрос на психологическую помощь парам, переживающим затяжной конфликт или кризис интимности. Для успешной работы с нарушенными отношениями (семейными, супружескими, любовными) специалисту не достаточно иметь общепсихологическую подготовку и опыт работы в индивидуальном формате - необходима специальная подготовка в области работы с парами. Помимо изменения негативных когнитивно-поведенческих установок, психоаналитическое видение позволяет раскрыть и проработать глубинные конфликты парного взаимодействия.
Целью обучения на курсе является углубленное изучение вопросов, связанных с психодинамикой парно-супружеских отношений и спецификой психоаналитической работы с парой.
В ходе обучения участники программы смогут сформировать наиболее важные профессионально-личностные компетенции парного психотерапевта, включая:
  • выбор психоаналитической теории, аутентичной для работы специалиста и полезной для разрешения парного запроса;
  • формирование профессиональной позиции парного терапевта, основанной на принципах системно-динамического видения, интерсубъективности, нейтральности, терапевтического альянса, управляемого регресса;
  • развитие навыков стратегического планирования и организации совместных встреч;
  • владение методами психоаналитической диагностики: индивидуальных потребностей и объектных отношений партнеров, скрытых конфликтов пары, повторяющихся негативных паттернов взаимодействия, парного ресурса;
  • проработка трех видов парного интервью;
  • применение техник работы: с актуальным и скрытым конфликтом пары, невротической комплементарностью, парным сопротивлением, агрессией, навязчивым повторением;
  • стимулирование процессов творческой трансформации и позитивных изменений в паре.

Программа курса

Обучение на данном курсе проводится дистанционно и включает 10 клинических семинаров, групповые супервизии, а также самостоятельную работу с текстами по ключевым вопросам психодинамики парно-любовных отношений: З. Фрейда, К. Юнга, М. Баллинта, М. Кляйн, М. Маллер., Р. Фейрнбейрна, Н. Аккермана, Д. Винникотта, Г. Левальда, Г. Дикса, М. Николса, Р. Столороу, Д. Шарпа.
Тематические семинары направлены на выработку системно-динамического видения, освоение психоаналитических концепций парно-любовных отношений, а также отработку базовых компетенций парного терапевта.
Каждый клинический семинар включает три содержательные части (по 4 академических часа по 45 минут):
  • теория: обзор психоаналитических исследований по теме семинара;
  • групповое обсуждение самостоятельной работы: анализ статьи (работы) по теме семинара;
  • практика: клинико-психологический разбор кейса (случая из практики по заданной теме), групповая супервизия случая работы с изучаемой проблемой на материале группы, демо-сессия.

Тематический план клинических семинаров:

Тема 1. Критический анализ современных моделей парной психотерапии. Психоаналитическая традиция: история, идентичность, принципы. Интерсубъективный подход. Терапия пар в контексте теории объектных отношений. Интегративные подходы. Методологические принципы п/а парной терапии: интерсубъективности, нейтральности, нормативности, терапевтического альянса, управляемого регресса .
Тема 2. Организация супружеского консультирования и парной психотерапии: индивидуальный и парный запрос, парный сеттинг, контракт, организация совместных встреч, этапы и формы работы. Проблема цели терапии и оценки ее эффективности. Технология перевода индивидуальных жалоб в общую цель терапии. Стратегическое планирование.
Тема 3. Концептуализация: объект-пара, супружество, интерсубъективное поле (Р. Столороу, Б. Брандшафт, Дж. Аствуд), зеркальность и комплементарность, внутренний объект и объектный комплекс, множественный перенос, проективная идентификация, навязчивое повторение. Концепция бессознательного сговора и согласующегося невроза пары (Г. Дикс). Переходное пространство для регресса и творческого преобразования (М. Баллинт, Д. Винникотт). Диагностика объектных потребностей в паре.
Тема 4. Методы парной терапии: три вида парного интервью. Роль интерпретации в парной терапии. Организационные методы. Социометрические методики. Возможности опросников. Работа с парным сопротивлением. Методы стимулирования позитивных изменений в паре.
Тема 5. Психодинамика конфликта: взаимодействие интрапсихических и интерсубъективных конфликтов пары, глубинные антагонизмы любовных отношений, роль защит, деструктивные супружеские конфликты. Работа с агрессией в паре. Тренинг ассертивности и конструктивного разрешения конфликта.
Тема 6. Синхронизация: травматические и нормативные кризисы отношений. Понятие семейной травмы. Психологические задачи брака. Синхрония и синхронистичность. Использование метода генограмм в терапии пар.
Тема 7. Треугольная структура любовных отношений: Эдиповы конфликты и травмы, любовные треугольники, психодинамика ревности и измены. Работа с триангуляцией.
Тема 8. Нормализация: понятие «нормальных» и «нарушенных» отношений в психоаналитической парадигме, критерии оценки, парная норма, нормальная амбивалентность, функциональный брак, «здоровая» любовь. Теория привязанности. Роль идеализации. Идеальные пары. Признаки зависимых и зрелых отношений. Интимность и интеграция.
Тема 9. Психопатология парных отношений: концепт «нарушенных» отношений; зависимые и со-зависимые отношения; невротическая привязанность; невротические сценарии парных отношений; любовная аддикция; первертная пара. Работа с навязчивым повторением негативных паттернов взаимодействия в паре. Эмоционально-фокусированная терапия.
Тема 10. Психологическое сопровождение расставания и развода. Психология и психопатология развода. Факторы и психодинамика нормального развода. Дифференциальная диагностика травмы развода и послеразводного невроза. Атака на связи. Конфликт лояльности. Синдром разведенного ребенка. Ретроспективное интервью.

Итоговая аттестация: письменная работа «Анализ парного случая» (диагностики, консультирования, психотерапии пары) по теме одного из семинаров.

Объем и сроки курса: 72 академических часа.
Формат обучения: дистанционно, на он-лайн платформе Восточно-Европейского Института психоанализа (г. Санкт-Петербург), 1,5 месяца.
Сроки проведения курса: с 19 мая по 29 июня 2025 года, включая семинары каждые понедельник и среда, начиная с 26 мая (май: 26, 28; июнь: 2, 4, 9, 11, 16, 18, 23, 25).
Стоимость обучения: 35 тысяч рублей.


Запись обучения и регистрация производится через сайт ВЕИП.
Designed by Alex Tyapin