ПРОГРАММА
курса повышения квалификации
«Системно-динамическая семейная и парная психотерапия»
(три модуля, 520 академических часов, сентябрь 2025-май 2026)
Руководитель и ведущий преподаватель: профессор Е.В. Змановская


Общая информация

Психологические проблемы большинства взрослых людей проистекают из неразрешенных конфликтов в родительской семье. Дети и подростки особенно часто становятся экраном для проекции семейной тревоги, а их проблемы – симптомом семейной и супружеской дисфункции. Своевременная психологическая помощь может стать важным ресурсом прогрессивного развития личности даже в нарушенной семье.

Работа с семьей и парой существенно отличается от индивидуального формата. Для разрешения таких запросов психолог должен иметь (дополнительно к основному психологическому образованию) профильную специализацию или долгосрочные курсы повышения квалификации.

В основе курса лежит авторская модель «Терапии отношений», разработанная на основе интеграции системной методологии, исторических и современных моделей семейной психотерапии, психоаналитической теории объектных отношений и гуманистических принципов (Е.В. Змановская, 2005).

Обучение на цикле позволяет:

  • освоить семейное консультирование и парно-семейную терапию как отдельную форму психологической практики;
  • повысить эффективность индивидуальной работы с клиентами, имеющими проблемы в личных отношениях;
  • осознать и улучшить собственные личные отношения.
Работа в учебной группе имеет терапевтический эффект.

Формы работы:

Мини-лекции, разбор клинических случаев, разбор семейных сценариев и генограмм участников группы, отработка методов семейной психотерапии на материале группы, изучение специальной литературы, мастер-классы, тематические семинары, групповые супервизии.

Для кого этот курс:

Для практикующих специалистов, имеющих высшее психологическое или медицинское образование (психологи, психоаналитики, психотерапевты, врачи), а также для студентов последних курсов психологических вузов. После прохождения трех модулей и итоговой аттестации слушатели курса получают удостоверение государственного образца по направлению: «Системно-динамическая семейная и парная психотерапия» на 520 академических часов. К удостоверению прилагается сертификат с указанием объема выполненной работы по трем направлениям: теория, практика, супервизии.

О руководителе курса:

Змановская Елена Валерьевна - психолог-психоаналитик, доктор психологических наук, профессор, тренинговый аналитик и супервизор межрегиональной общественной организации «Европейская конфедерация Психоаналитической Психотерапии» (МОО ЕКПП), клинический психолог, семейный и парный психотерапевт, автор книг и учебных пособий по психологии («Психология семьи: основы супружеского консультирования и семейной психотерапии», «Девиантология: психология отклоняющегося поведения», «Современный психоанализ»).

Скачать Тематический план курса повышения квалификации «Системно-динамическая семейная и парная психотерапия»

Курс состоит из трех модулей и имеет следующую структуру:

1-й модуль. «Концепции и методы семейной психотерапии» (80 акад.часов, 29 сентября – 21 октября, очно-дистанционно):
29 сентября – 4 октября 2025 – семинар на базе ВЕИП - очно;
5 октября – 21 октября – самостоятельная работа с литературой и зачет - дистанционно.

2-й модуль. «Практика семейного консультирования и семейной психотерапии» (320 акад. часов, 22 октября – 5 марта, дистанционно):
22 октября 2025 – 11 марта 2026 – клинические семинары, практические занятия, самостоятельная работа – дистанционно;
10 марта - 5 апреля 2026 – подготовка творческого задания, зачет – дистанционно;

3-й модуль. «Психоаналитическая работа с парой» (120 акад.часов, 6 апреля – 21 мая 2026, очно-дистанционно):
6 – 10 апреля 2026 - семинар на базе ВЕИП - очно;
11 апреля – 21 мая – подготовка и проведение итоговой аттестации – дистанционно.

Общая стоимость обучения: 130 тысяч рублей.
Оплата производится помодульно:
1) 40 000 рублей; 2) 60 000 рублей; 3) 30 000 рублей.

Содержание обучения:

1 модуль. Концепции и методы семейной психотерапии
(80 акад.часов, 29 сентября – 21 октября, очно-дистанционно):


Цель обучения: формирование профессионально важных компетенций ( знаний, умений, навыков) семейного консультирования и парной психотерапии на основе системно-динамического видения.
Очный семинар: «Концепции и методы семейной психотерапии» (29.09 – 4.10.25)
Занятия проводятся ежедневно с 11.00 до 18.00.

В программе:

  • авторская модель терапии отношений на основе интеграции системного подхода, семейных концепций и теории объектных отношений: основные положения и принципы, профессионально-личностная позиция; принцип нейтральности; этапы и задачи развития терапевтических отношений; критерии эффективности;
  • исторические и современные школы и концепции семейной психотерапии (СТ): стратегическая и коммуникативная модель; системная семейная психотерапия; ценностно-гуманистическая парадигма; теория объектных отношений; интерсубъективный подход; нарративная психотерапия;
  • психодинамика семейных отношений: межпоколенная передача; семейный диагноз: системообразующие симптомы и ресурсы; символическое отражение семейной проблемы в симптомах детей и подростков;
  • организация семейного консультирования и психотерапии: работа с запросом, выявление семейной проблемы и ее носителя; выбор участников терапии; специфика различных форм СТ (совместная, парная, детско-родительская); сеттинг и способы организации совместных встреч;
  • проработка оригинальных методов семейной терапии на материале участников группы (мастер-класс): анализ семейных сценариев и межпоколенной передачи проблем (симптомов) методом генограммы; технология циркулярного интервью; работа с нарушенными границами и семейной структурой с помощью семейной доски; семейные парадоксы и метафоры; авторская методика дерефлексивного (эмпатического) интервью;
  • терапевтический процесс: задачи и этапы терапии; работа с конфликтным запросом; техники снижения семейной тревоги; работа с сопротивлением и агрессией; методы стимулирования позитивных изменений; специфика работы с различными типами семей (неполная, многодетная, межпоколенная, радужная, межнациональная, приемная, зависимая);
  • начало практики семейного терапевта: трудности, ошибки, возможности.

Рубежный контроль после первого модуля (дистанционно): зачет.
Требования к зачету: подготовка эссе по одной из книг из списка обязательной литературы, подготовка и описание личной генограммы (в группе или самостоятельно в письменной форме).

2 модуль. Концепции и методы семейной психотерапии
(320 акад. часов, 22 октября – 5 марта, дистанционно):


Цель обучения: формирование профессионально важных компетенций в работе с типичными запросами семьи и пары на основе системно-динамического видения.

Обучение на данном модуле проводится дистанционно и включает:

10 тематических онлайн семинаров, групповые занятия по разбору генограмм , групповые супервизии, практические занятия по отработке базовых навыков семейного консультирования, самостоятельную работу со специальной литературой, выполнение индивидуальных практических заданий, рубежный контроль.

Тематические семинары направлены на выработку системного видения, а также отработку базовых компетенций семейного терапевта: диагностику и выдвижение семейной гипотезы; определение стратегии и рабочего плана оказания психологической помощи семье/паре; адекватный подбор и использование методов консультирования и терапии нарушенных парно-семейных отношений.

Семинары проводятся с частотой - 1 раз в две недели.

Структура онлайн семинаров включает три содержательные части (4 акад. часа  по 45 минут ):

  • теоретический и феноменологический анализ проблемы (минилекция) с примерами из практики семейного терапевта;
  • клинико-психологический разбор кейса (случая из практики по заданной теме),
  • групповая супервизия случая работы с изучаемой проблемой на материале группы.
Семинар 1. Семейные конфликты: формы, способы разрешения, профилактика.

Неотъемлемой частью семейной жизни и парных отношений являются столкновение интересов и межличностные конфликты. Конструктивные конфликты повышают жизненную силу семьи, деструктивные – разрушают ее. Психологические здоровье участников процесса зависит от способности каждого участника вести себя проактивно.

В программе вебинара:

  • основные типы деструктивных конфликтов в семье и паре;
  • проактивное поведение и реактивный резонанс;
  • скрытая мотивация участников;
  • круговые паттерны конфликтного взаимодействия: борьба за власть, соперничество, торг;
  • способы консервации и эскалации конфликта;
  • терапевтическая медиация: арбитраж, нейтральность, функциональное партнерство, интеграция различий.
Семинар 2. Травматические и нормативные кризисы семьи и брака.

Парно-семейные  отношения  представляют собой процесс непрерывных изменений, в котором темпоральность (временные характеристики)   играет чрезвычайно важную роль. Вебинар посвящен теме взаимосвязи  между парно-семейной историей, возрастом и индивидуальной динамикой.

В программе вебинара:

  • понятие этапов и кризисов в парно-семейной терапии. Жизненные циклы семьи и нормативные кризисы развития;
  • психодинамика травматического кризиса в семье. Межпоколенная передача травмы. Стратегии работы с семейными кризисами;
  • личные отношения как эпигенетический процесс: взаимодействие индивидуальной и парной динамики; прогрессивные и регрессивные тенденции, любовь как регресс; точки фиксации, повторение и перенос в любви;
  • фактор темпоральности в парно-любовных, семейных и терапевтических отношениях; феномены синхронии и синхронистичности;
  • возрастной мезальянс в паре.
Семинар 3. Любовные треугольники и измены.

Вебинар посвящен проблеме тройственных связей в парно-любовных, семейных и терапевтических отношениях. Данная тема чаще всего звучит в клиентских запросах в следующих формулировках: утрата близости в паре, бегство в алкоголь или в игровую зависимость кого-то из членов семьи, иррациональная ревность, разрушительное слияние   одного из супругов со своим родителем или ребенком, любовный треугольник, супружеская измена, травматичный развод. Все перечисленные феномены основаны на триангуляции как ведущем скрытом механизме снижения тревоги и ухода от близости.

В программе вебинара:

  • виды «любовных» треугольников, с которыми обращаются клиенты;
  • клинико-психологический анализ механизма триангуляции: скрытая мотивация, психодинамика, функциональное и дисфункциональное значение;
  • треугольная структура любовных отношений: Эдипов комплекс и его репрезентация во взрослой жизни;
  • проблема ревности: взаимодополняющие роли в ревнивом симбиозе;
  • психодинамика верности, измены и  предательства в любви;
  • повторяющиеся сценарии измен и треугольных отношений;
  • триангуляция при моногамии, полигамии и полиамории;
  • специфика сеттинга в работе с треугольниками: с кем и в какой форме работать?
  • терапевтическая триангуляция – как метод достижения динамического равновесия в паре: задачи и этапы работы;
  • проблема терапевтических треугольников и способы ее разрешения.
Семинар 4. Детские страхи.

Данный семинар посвящен актуальной проблеме, с которой родители  обращаются к психологам с запросом на детско-родительское консультирование или индивидуальную работу с детским психологом/аналитиком. При этом мало кто осознает, что детско-подростковые  страхи чаще всего являются  «семейным симптомом» - символическим  отражением  скрытых проблем  в семейных отношениях.

Возникают вопросы: «Каковы причины детских страхов?  Как в отдельном детском страхе отражается скрытая проблема семьи и брака? Какие страхи  нормальны  для каждого возрастного периода? Как разграничить нормальные возрастные страхи, невротические  фобии и психотические фантасмагории?»

В программе вебинара:

  • тревога, страх, фобия;
  • символическое значение и психологические функции детских страхов в контексте нарушенных семейных отношений;
  • возрастная классификация нормальных страхов;
  • дифференциальная диагностика нормальных возрастных страхов, невротических  фобий и психотических фантасмагорий;
  • военные страхи и ПТСР;
  • проблема сотрудничества с детскими психоневрологами и психиатрами;
  • задачи и методы семейной психотерапии в работе с детскими страхами.
Семинар 5. Семья с подростковым кризисом.

Семинар посвящен одной из самых горячих тем нашего времени - подростковому кризису. Специалисты и родители спрашивают: «Чей это кризис и в чем его суть? Возможно ли нормальное прохождение подросткового возраста? Каков вклад родителей в осложненное протекание пубертата? Как супружеские и семейный проблемы отражаются в симптомах нарушенного поведения подростка? Можно ли сохранять мир в кризисной семье и продолжать любить ужасного подростка?»

В программе вебинара:

  • объективные реалии и субъективные переживания подросткового возраста: кризис идентичности; сепарационная тревога; телесные изменения и дисморфофобия; полоролевое экспериментирование; страх несоответствия;
  • проблемы родителей: кризис власти; сепарационная тревога;  страх  сексуальности; родительский газлайтинг;
  • динамика взаимодействия интрапсихических конфликтов подростка и неразрешенных семейных кризисов; дисфункциональные треугольники;
  • симптоматическое поведение подростков как следствие семейной дисфункции: когнитивные нарушения и учебные проблемы; аутсайдерство и булинг; подростковая депрессия; наркотики; самовредительство; подростковый суицид;
  • варианты семейного кризиса и способы выхода из него;
  • принципы и формы психологической работы с «подростковыми» семьями.
Семинар 6. Аутодеструктивное и суицидальное поведение подростков.

На семинаре исследуется одна  из самых тревожных особенностей подросткового возраста - склонность к аутодеструктивному (саморазрушительному) поведению.

В программе вебинара:

  • подростковая виктимность;
  • внутригрупповая агрессия и булинг (на примере разбора фильма «Слово пацана»);
  • рискованное поведение и самопорезы;
  • химические и нехимические зависимости;
  • суицидальное поведение в подростковом возрасте и роль интернета;
  • аутодеструктивные импульсы подростка как следствие скрытой семейной дисфункции.
Семинар 7. Зависимое поведение и феномен со-зависимости в семье.

Химические и нехимические зависимости являются  одной из самых распространенных проблем, разрушающих личность ее и отношения. Понимание индивидуальной и семейной динамики зависимого поведения - важная компетенция психолога и психотерапевта.

В программе вебинара:

  • современные подходы к диагностике и лечению зависимостей;
  • психологические и психопатологические маркеры основных форм зависимого поведения: компьютерные и азартные игры, пищевая аддикция,  алкогольная и наркотическая зависимость;
  • семейные факторы и особенности коммуникации в зависимой семье;
  • специфика работы с  семьей и парой с зависимым поведением;
  • проблема отрицания и вторичной выгоды;
  • феномен созависимости: психодинамика, диагностические признаки и методы работы.
Семинар 8. Зависимые и со-зависимые отношения в паре.

Семинар посвящен проблеме неудовлетворяющих (невротических) и болезненных (аддиктивных) любовных отношений, а также специфике психологической работы с парой с невротической комплементарностью и любовной аддикцией.

В программе вебинара:

  • психоанализ любовных отношений: объектные потребности, нарциссическое слияние, эдипов треугольник, точки фиксации, перенос;
  • понятие и виды нарушенных любовных отношений: расщепленная целостность;
  • невротические отношения (согласующийся невроз): амбивалентность, негативный перенос, комплементарные роли;
  • любовная зависимость (аддикция) и созависимость в паре: проблема контроля, деструкция, патологическая ревность;
  • терапия нарушенных отношений: задачи, принципы и методы.
Семинар 9. СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых.

Семинар посвящен распространенной, но не достаточно хорошо изученной проблеме, с которой сталкиваются очень многие современные семьи. Эффективность психологической работы с такими семьями зависит от адекватности представлений специалиста, педагогов и родителей.

В программе вебинара:

  • диагностика формы и степени выраженности СДВГ;
  • траектории развития ребенка с СДВГ: дефициты, особенные потребности, факторы риска, ресурсы и зоны успеха;
  • семейные факторы и особенности коммуникации в семье с синдромом СДВГ;
  • судьба СДВГ во взрослом возрасте;
  • специфика работы с семьей и парой с синдромом СДВГ.
Семинар 10. Ребенок в ситуации развода: конфликт лояльности.

Одной из особенностей современного брака является серийная (множественная) моногамия, когда многие люди в течение жизни разводятся и вступают в повторные браки. Супружеский развод может стать необратимой травмой или точкой роста как для самих родителей, так и для их детей. Одним из наиболее адекватных условий нормального разрешения семейного кризиса является своевременное обращение за психологической помощью. Семинар посвящен вопросу специфики психологической помощи детям, переживающих или переживших развод родителей.

В программе вебинара:

  • психодинамика семейных отношений в ситуации эмоционального и официального супружеского развода: семейные войны; аффекты боли, стыда, вины и страха; триангуляция и вовлечение детей;
  • «Разведенный ребенок»: факторы и признаки острой и хронической психологической травмы;
  • условия нормального разрешения кризиса;
  • особенности взрослых людей, «непереживших» развод родителей: амбивалентность в любви, искаженный Эдип, незавершенная сепарация, невротические отношения;
  • особенности психологического консультирования и психотерапии семьи в ситуации развода: задачи, принципы, методы, трудности и ошибки.


Каждый вебинар данного цикла состоит из трех взаимосвязанных  частей: 1) теоретический анализ проблемы  с  примерами из литературы и практики  семейного психолога и парного терапевта; 2) разбор клинического случая с описанием стратегии и методов работы; 3) групповую супервизию кейса участника группы.

Рубежный контроль после второго модуля (дистанционно):зачет.
Требования к зачету: подготовка и сдача практической работы «Индивидуальный анализ случая, представленного на групповой супервизии».

3-й модуль. «Психоаналитическая работа с парой»
(120 акад.часов, 6 апреля – 21 мая 2026, очно-дистанционно):


Очный семинар: «Психоаналитическая работа с парой»  (6-10 апреля, 40 часов).

Занятия проводятся ежедневно с 11 до 18.00.

Цель обучения: углубленное изучение вопросов, связанных со спецификой любовных отношений, супружеского консультирования и парной терапии.

В программе:

Психоаналитический подход в парной терапии:

  • Психодинамика парных отношений: психоаналитические теории диадных отношений, триангуляция, любовь зависимая и зрелая, выбор брачного партнера, типичные любовные сценарии, глубинные конфликты пары, этапы и кризисы интимности.
  • Психопатология парных отношений:понятие «нормальных» и «нарушенных» отношений, функциональный брак, невротические отношения, любовная аддикция, созависимые отношения, нарциссическое расширение, садо-мазохистический паттерн, патологическая ревность, сексуальные дисфункции, перверзная пара.

Терапия отношений:

  • Организация супружеского консультирования и парной терапии: индивидуальный и парный запрос, современные модели парной терапии, организация совместных встреч, этапы и формы работы, авторская методика дерефлексивного интервью, методы диагностики и коррекции нарушенных отношений.
  • Особенности психологической работы с типичными проблемами пары: агрессия и деструктивные конфликты, нарушенные границы, утрата чувств, измена и любовные треугольники, ревность, сексуальные проблемы пары, возрастной мезальянс, развод и распад пары.
  • Трудности парной терапии: специфика парного сопротивлении, конфликт интересов, проблема нейтральности, типичные ошибки начинающего терапевта.

Формы работы: лекции, разбор клинических случаев, работа со специальной литературой, мастер-классы, групповые супервизии.

Рубежный контроль после третьего модуля: реферат «Методы и техники парной психотерапии».

Итоговая аттестация:

Проводится в форме защиты практической работы «Клинический анализ случая психологической работы с семьей/парой» (дистанционно, в группе).
Для получения итоговой аттестации требуется:
- не иметь задолженностей по рубежному контролю (эссе по книге; личная генограмма; реферат на тему «Психоаналитические методы работы с парой»)
- не иметь задолженностей по оплате;
- на основе имеющихся знаний подготовить и сдать в письменной форме описание клинического случая (случай консультирования или терапии пары/семьи/родителей) из собственной практики (3-5 страниц печатного текста);
- защитить свою работу в группе.
Фото индивидуальной генограммы, эссе, реферат и описание случая из практики высылаются на электронную почту руководителя Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. .
Выдача дипломов (на 520 ак.часов) осуществляется в индивидуальном порядке (почтовым отправлением или по требованию в ВЕИП).

Designed by Alex Tyapin